Эффективная обратная связь. Как улучшить отношения и сделать общение бесконфликтным?

В общение между людьми не редко случаются конфликты. Причиной многих из них является недовольство, высказанное чрезмерно эмоционально или, по мнению оппонента, выражено не тактично или в несправедливой форме. Порой, разгорающиеся при выяснении отношении нешуточные баталии приводят к разрыву всяческих отношений. Ответ на вопрос "Кто виноват?" мало что дает отношениям, особенно надломленным. А на вопрос "Что делать?" отвечают не многие. 

Но в нашем случае ответы есть. На вопрос "Какие есть способы улучшить отношения и сделать общение бесконфликтным?" ответил советник по вопросам проблемных коммуникаций и тренер НЛП Юрий Беспалов. 

- в НЛП любое общение рассматривается как системный процесс. Поэтому для улучшения качества общения мы можем использовать законы системного взаимодействия. Один из них звучит так: "Качество взаимодействия в системе зависит от качества обратной связи". 

Часто можно услышать выражение, что для хороших отношений людям следует притереться друг к другу. Естественно, притирка происходит в ходе непосредственного общения. Иногда же трение в общении так сильно, что ситуация резко накаляется и отношения портятся, временно или навсегда. Качественная обратная связь позволяет снизить "силу трения" и издержки общения. Некачественная - усиливает трение, усложняет общения и разрушает отношения.

Сейчас мы рассмотрим только ту часть обратной связи, которая касается ситуаций, где возможно вы хотите выразить свое недовольство поведением другого человека. Чтобы такая обратная связь стала качественной, её следует упаковать в форму, доступную для восприятия адресата. 

Вы получите нужный отклик от собеседника если форма выражения обратной связи будет иметь следующие ниже характеристики.  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ будет ЭФФЕКТИВНА, если она:

1. ОПИСАТЕЛЬНАЯ, А НЕ ОЦЕНИВАЮЩАЯ ИЛИ "СУДЯЩАЯ".

Опишите возникшие у вас чувства и то, на какие именно действия другого человека вы отреагировали. 

2. КОНКРЕТНАЯ, А НЕ ОБОБЩЕННАЯ.

Обычно не слишком полезно услышать, что вы эмоциональны или апатичны, чувствительны или равнодушны, доминируете или подчиняетесь, помогаете или мешаете. Сообщите какие именно действия препятствуют благоприятному общению или отношениям, и что именно можно изменить сейчас и в будущем.

3. ПРИНИМАЕТ ВО ВНИМАНИЕ ИНТЕРЕСЫ НЕ ТОЛЬКО ДАЮЩЕГО НО И ПОЛУЧАЮЩЕГО.

Обычно, обратная связь, направленная лишь на облегчение собственных чувств, не бывает конструктивной или объективной. Принимайте в расчет чувства и интересы других людей и вслух сообщайте, что вы их, как минимум, понимаете. 

4. КАСАТЬСЯ ПОВЕДЕНИЯ, А НЕ ЛИЧНОСТИ. 

Свое поведение человек может изменить в любой момент, особенно если это не идет в разрез с его представлениями о себе и собственной идентичности. 

5. ЖЕЛАЕМА И ПРИВЕТСТВУЕМА, А НЕ НАВЯЗАНА. 

Если у Вас есть причины думать, что Ваша обратная связь может быть не желаемой, то имеет смысл задать вопрос: "Я хотел бы рассказать Вам о своем отношении к тому, что вы делаете; Вы бы хотели бы услышать это?". 

6. ДАНА ТАК БЫСТРО, КАК ЭТО ВОЗМОЖНО

Когда обратная связь дается сразу после того, как что-то произошло, у получающего ее есть шанс поправить дело. Через некоторое время после случившегося "виновник" может и не вспомнить детали ситуации. Частенько люди накапливают свои "пожелания" и выливают их скопом и весьма эмоционально, что адресатом не восприниматься не как обратная связь для налаживания отношений, а как претензии разрушающие их. 

7. ВКЛЮЧАЕТ ПРОВЕРКУ ЯСНОСТИ ПОНИМАНИЯ.

Спросите получающего обратную связь о том, что он услышал - это один способ проверить понимание. Такая проверка позволяет человеку, получающему обратную связь, задавать вопросы и сделать комментарии.

8. ОБСУЖДАЕТСЯ С ДРУГИМИ

Узнавайте о других точках зрения. Может проблема в вас самих?

Успехов!

 

 


Печать   Электронная почта