Изменение качества опыта с использованием субмодальностей

Техники НЛП – это работа с субмодальностями!!!

Память и воображение используют одни и те же нервные цепи, и потенциально схожи по действию

» Т.е. нет ресурса в прошлом - берем из будущего.

 

Опыт кодируется не просто в модальностях, а в их тонких нюансах - в субмодальностях (составляющих модальности).

 

 

Понятие о критической субмодальности

Критической субмодальностью называется та, изменение которой (при сохранении остальных в изначальном виде) ведет к изменению субъективного восприятия опыта.

» Уменьшение яркости в картинке, например, может привести к уменьшению переживаемой значимости и напряжения по поводу воспоминания. Или преобразование черно-белого статического изображения в цветное движущееся усиливает желательность такого будущего. Если это так, то яркость, цвет и движение оказались критическими субмодальностями.

 

 

Визуальные

Цвет

Это черно-белое или цветное? Какого оно цвета? Какова насыщенность цветов?

Яркость

Какова яркость изображения?

Ясность

Изображение чёткое или смазанное?

Контрастность

Изображение контрастное или нет?

Местоположение

Где находится изображение? Спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу?

Размеры

Какие размеры у объекта?

Форма

Как выглядит картинка? Она круглая, квадратная или прямоугольная?

Дистанция

Как далеко находится картинка?

Объёмность

Изображение плоское или объёмное?

Границы

У изображения чёткие границы или расплывчатые?

Фигура и фон

Что вы видите на переднем плане? Что представляет собой фон, он чёткий или размытый?

Количество образов

Вы видите одну картинку или несколько? Вы видите их одновременно или последовательно?

Движение

Это похоже на картинку или кинофильм? Движется ли вся картинка или движение происходит только внутри картинки?  какой скоростью происходит движение изображения? Соответствует ли скорость движения реальной скорости в жизни?

Асссоциированность - диссоциированность

Вы видите себя участником событий или наблюдаете за ними со стороны? С какого расстояния вы наблюдаете? Где вы находитесь справа, слева, спереди, сзади от происходящего?

Аудиальные

Звуки и слова

Вы слышите звуки или слова? Какие это звуки?

Местоположение

Откуда вы это слышите спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу, снаружи, изнутри?

Расстояние

Как далеко расположен источник звука?

Громкость

Это громкий звук или тихий?

Тональность

Это высокий или низкий звук?

Мелодичность

Это гармоничные или хаотические звуки?

Темп

В каком темпе слышаться звуки?

Ритм

Есть ли у этих звуков ритм? Он постоянный или изменяющийся?

Непрерывность

Это непрерывное или прерывистое звучание?

Интонация

С какой интонацией это было сказано? Какие слова были выделены?

Стерео - моно

Звук слышится с одной стороны или имеет объём?

Кинестетические

Местоположение

Вы это чувствуете во всём теле или в определённом месте?

Внутреннее внешнее

Вы это чувствуете внутри тела или снаружи?

Граница

Есть ли границы у этого чувства? Они четкие или размытые?

Движение

Это ощущается в одном месте или движется? С какой скоростью? Изменяется ли качество ощущения при движении? Движение происходит непрерывно или волнами? Откуда оно начинается?

Граница

Есть ли границы у этого чувства? Они четкие или размытые?

Интенсивность

Насколько сильное это ощущение?

Качество

Как можно охарактеризовать словами это ощущение? Это боль, покалывание, дрожание, тепло, холод, прикосновение, давление, свербление и т.д.?

Давление

Сильное или слабое?

Напряжение

Напряжённое или расслабленное?

Температура

Это холодное или горячее?

Влажность

Это влажное или сухое?

Масса

Это лёгкое или тяжёлое?

Фактура

Поверхность гладкая или бугристая?

 

Упражнение:
 
Изменение качества опыта с использованием субмодальностей

Выполняется в тройках. Два воспоминания, одно приятное, другое неприятное. Сбор субмодалностей, выявление критической. Работа по смене отношения к событию - неприятное в нейтральное, положительное - усилить.

 

1. Попросите вспомнить приятное воспоминание.
2. Откалибруйте предпочитаемую и ведущую модальность.
3. Определите субмодальности, выявите критическую субмодальность:
3.1. Предложите внести изменение в одну из субмодальнстей, спросите как изменилось отношение к опыту (приятное чувство усилилось - ослабло, что еще?), откалибруйте невербальную реакцию.
3.2. Попросите вернуть все в прежнее состояние. Откалибруйте.
3.3. Предложите изменить другую субмодальность. Выясните изменение в субъекивном восприятии опыта.
3.4. Верните в прежнее состояние. Продолжайте вплоть до выявления той субмодальности(-тей), изменения в которой сильнее всего влияют на восприятие опыта как "приятного".
4. Попросите вспомнить нейтральное (или неприятное) событие своей жизни.
5. Определите субмодальности. Выявите критическую для переживания "неприятности" опыта.
6. Предложите изменить критическую субмодальность в сторону уменьшения неприятности и критическую субмодальность из шага 3 в сторону усиления приятности .
7. Откалибруйте реакцию.

 

 

 

ТЕХНИКИ СУБМОДАЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ

 

Превращение замешательства в понимание

 

  1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали.
  2. Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем, то есть в том же контексте.
  3. Убедитесь, что в каждом из этих двух опытов есть визуальные образы. Или представьте эти две картины.
  4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта – чем они отличаются? Воспользуйтесь списком визуальных субмодальностей. Главное – найти, чем различаются эти картинки. Это ключевые субмодальности – именно они кодируют в нашем мозгу то или иное отношение к предмету. Особое внимание обратите на ассоциацию/диссоциацию и месторасположение.
  5. Измените субмодальности образа замешательства, пока они не станут таким же, как в образе понимания. Не меняйте содержание картинки, измените только субмодальности, которые использует ваш мозг.
  6. Поведенческая проверка. Проверьте, что вы теперь думаете о предмете, который раньше вызывал у вас замешательство.

 

Техника «Создание мотивции»

 

Подразделение изучаемых предметов на «любимые» и «нелюбимые» порой носит чисто иллюзорный характер. Просто наш мозг с помощью определенных субмодальностей закодировал их как нелюбимые. Но что вам мешает перекодировать их за счет переноса ключевых субмодальностей «любимых» предметов?

  1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что вы делаете легко и естественно.
  2. Выберите, что вы хотели бы делать или должны, но вам недостает мотивации.
  3. Убедитесь, что в каждом из этих двух опытов есть визуальные образы. Или представьте эти две картины.
  4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта – чем они отличаются? Найдите ключевые субмодальности – именно они кодируют в нашем мозгу то или иное отношение к предмету.
  5. Осуществите перенос ключевых субмодальностей.
  6. Поведенческая проверка. Оцените свое желание делать то, что вы делать только что не хотели.

 

 


Печать   Электронная почта