...и наконец меч его становится "не-мечом", намерение становится "не-намерением", а спонтанным пониманием ситуации

Ученик в Кендо тренируется как одержимый, отражает тысячи атак утром и вечером, изучает технику ведения боя, и наконец меч его становится "не-мечом", намерение становится "не-намерением", а спонтанным пониманием ситуации. Элементарное становится высшим откровением, но мастер по-прежнему продолжает шлифовать простейшие упражнения, отдавая им всего себя, как ежедневной молитве.
Миямото Мусаси (Книга пяти колец. XVI век).

 

Одно из базовых предположений НЛП гласит - Каждый человек поступает наилучшим образом на уровне своей компетентности.

Почему же поступая лучшим образом, многие люди получают совсем не лучшие результаты? Ответ обнаруживается в самом утверждении - лучший на том уровне компетентности, знаний и умений, которые есть в тот момент времени, когда совершается действие. Если результат получился не лучший или вовсе не удовлетворительный, то и уровень компетентности соответствующий. Конечно часто можно услышать, что обстоятельства помешали "высококомпетентному". Но, очевидно - это только оправдание. Значит, не хватило компетентности своевременно и верно оценить обстоятельства для адекватных действий и нужного результата.

Из чего же складывается компетентность?

Любое научение, будь то какой-то двигательно-моторный навык (от умения ходить, до умения делать сальто или водить автомобиль), или когнитивный процесс (например: способ осмысления проблемы при принятии решения), или любой вид профессиональной деятельности, всё при обретении и накоплении опыта проходит через четыре стадии:

Стадия 1: Бессознательная некомпетентность

Это стадия, когда мы не знаем, чего мы не знаем, поэтому и не умеем. Когда-то мы не знали, что можно ходить, есть вилкой и ложкой, завязывать шнурки, ездить на велосипеде, водить автомобиль читать, говорить, писать, чистить картошку и т.д. и т.п.

Стадия 2: Сознательная некомпетентность

Это стадия, когда мы знаем, что мы чего-то не знаем. Здесь мы узнаем, что кроме того, что мы делаем и умеем, есть другие виды деятельности и другие способы осуществлять уже знакомую нам деятельность. На этой стадии мы можем начать присматриваться, делать пробы, первые шаги. Именно с этой стадии может начаться собственно обучение. Но может и не начаться. Здесь запускающим механизмом может стать что угодно как внешние так и внутренние факторы - инстинкты, жизненная необходимость, любопытство, позитивные и негативные подкрепления и т.д.

Стадия 3: Сознательная компетентность

Это стадия, когда мы приступаем к отработке навыка. Каждый элемент тренируемого навыка требует концентрации внимания. Вспомните, как не просто было вписать буквы в узких строках тетради с косыми полосками или следить за тремя педалями, зеркалами, рычагом скоростей и направлением движения одновременно. Эта стадия характерна тем, что при некоторой тренировке, пока обстановка благоволит и мы четко осознаем свои действия, у нас может хорошо получаться задуманное. Однако, при осложнении ситуации (например: вследствие повышения уровня эмоциональной напряженности, усталости, ограничения времени и т.п.) люди совершают ошибки. Поэтому, продолжая тренировки, мы можем обеспечить переход на следующий качественный уровень владения требуемым навыком.

Стадия 4: Бессознательная компетентность

Можно считать эту стадию финальной. Закрепив навык, мы можем использовать его без активного мышления или концентрации. Там где для решения задачи потребуется именно этот навык, задача будет решена быстро и легко. Кто сейчас задумывается над тем, как он держит вилку или ложку в руке, завязывает шнурки, застегивает пуговицы, пишет или ведет автомобиль? 

 

Любая техника НЛП перестанет быть техникой, как только Ваше владение ей достигнет уровня Бессознательной компетентности. Только тогда навык, как бессознательное умение интегрируется в опыт и становится внутренним ресурсом для творчества и интуиции. Без тренировки овладеть НЛП невозможно. Быть информированным - да. Уметь, без практических упражнений - нет. И если учесть еще, что НЛП - это инструмент очень нужный для достижения успеха в делах и отношениях, то овладеть этим инструментом, наилучшим образом, можно только практикуя.

Успехов, друзья!

__________________________________

Статья составлена по материалам курса НЛП Практик

trening nlp praktik dhe 04

Внимание! Возможно Вам бедет интересно, - мастерская переговорных поединков (управленческая борьба).

 


Печать   Электронная почта